Чем социальное государство отличается от других государств

Чем социальное государство отличается от других государств

Социальное и социалистическое государство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «социальное государство»

Социальное государство – это государство, в котором политика направлена на перераспределение материальных благ на основании принципа социальной справедливости, достижение достойного уровня жизни населения, сглаживание различий в социальной сфере, оказание помощи нуждающимся лицам.

Государства, в основу которых положены политические программы социал-демократии, стремятся к внедрению социальных программ. Теория государства и права предполагает, что обеспечение социальных гарантий осуществляется за счет государства. Однако социальное государство кардинально отличается от социалистического.

Выделяют следующие признаки социального государства:

  • Высокий уровень всех экономических показателей, в том числе высокие доходы населения.
  • Экономика имеет социально-ориентированную структуру.
  • Наличие сформированного гражданского общества.
  • Наличие социальных программ, разработанных государством.
  • Цели государства — обеспечение достойной жизни общества и отдельных его граждан, все граждане должны иметь равные условия для самореализации личности и быть социально защищены.
  • Государство социально ответственно перед гражданами.

Функции социального государства:

  • Осуществление помощи гражданам в вопросах трудоустройства, выплата пособий по безработице. Все трудоспособные граждане должны иметь возможность заработка, как на содержание себя, так и своей семьи.
  • Поддержка социально незащищенных слоев общества, в том числе безработных, студентов, пенсионеров, инвалидов и т.п. Инвалиды или граждане, которые по какой-либо причине не имеют возможности работать (дети, нетрудоспособные лица, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и перемещенные лица), должны иметь возможность поддерживать нормальный уровень жизни за счет перераспределения материальных благ
  • Поддержка молодых предпринимателей, малого бизнеса.

Готовые работы на аналогичную тему

Монетаристы полагают, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляет собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, касательно категории лиц с четко определенным социально-экономическим статусом, форму дискриминации. Сторонники монетаризма также считают, что подобная форма государства приводит к снижению экономических показателей и несет риск потери населением политических свобод.

Рисунок 1. Признаки социального государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социалистическое государство

Характерными чертами социалистических государств являются однопартийное господство коммунистической или социалистической партии, национализация основных средств производства, а также государственная социалистическая идеология, основанная, как правило, на баземарксизма-ленинизма. Экономическая система характеризуется плановой экономикой или отчетливыми плановыми экономическими элементами. Самосознание в социалистическом государстве чаще всего отражается на приверженности населения социализму, ему отдается центральное место в Конституции государств. В основных законах государств также нередко используется термин реальный социализм.

В период холодной войны многие социалистические государства поддерживали тесную связь с Советским Союзом, но отношение к СССР в целом было выражено очень по-разному. Большинство восточноевропейских государств имели характер государств-союзников Советского Союза. Напротив, Югославия, Индия, Перу, Египет олицетворяли собой собственную модель социализма, однако не входили в единый союз с каким-либо государством. В данных государствах наблюдалась конкуренция между социализмом и капитализмом, в течение некоторого времени. Со Времен китайско-советской размолвки в Китае также установился социалистический режим.

В 1949 и 1955 годах европейские социалистические государства объединились в Совет взаимной экономической помощи и Военный союз Варшавского договора, которые находились под воздействием Советского Союза. Своими путями социалистического развития прошли Югославия и Албания. После 1989 года все социалистические государства превратились в капиталистические.

Рисунок 2. Основные идеи социализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Различия социального и социалистического государства

Данные понятия различны, несмотря на явное словесное сходство. Социальное государство обязано заботиться о стабильности и обеспеченности жизни населения, инвалидах, сиротах, бездомных, должно иметь собственную инфраструктуру, в том числе бесплатные больницы, школы, вузы и т.п. Социальное государств – это, прежде всего, принцип организации государства.

Социальное государство взымает налоги и сборы с состоятельных людей и распределяет их между всеми слоями населения для достижения цели социальной справедливости. В ряде государств, которые не характеризуются социальностью, материальные блага распределяются не в пользу иных незащищенных слоев населения и граждан, которые по тем или иным причинам не смогут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, а в пользу государства и госаппарата.

Социалистическое государство в свою очередь представляет собой особый тип социально-политической системы, которую можно охарактеризовать контролем общества надо производством и распределением доходов. Владельцем собственности и производства может являться только то общество, которое делегирует свои полномочия государству. Тогда у государства появляется собственности и власть. Кроме того, социалистическое государство представляет собой особую экономическую формацию.

Усиление политической активности промышленных рабочих повлияло на социальную направленность государств, которые стали появляться в Европе. Основной причиной появления таких государств стало усиление давления на власть.

Чем социальное государство отличается от других государств

Как известно, государство – это, в сущности, инструмент принуждения граждан к соблюдению правил, установленных в этом государстве.

Социальное государство – это государство, в котором материальные блага перераспределяются между различными слоями населения в целях достижения социальной справедливости. Проще говоря, в социальном государстве у состоятельных граждан путем налогов и сборов изымается часть их доходов и перераспределяется в пользу тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

В иных государствах, которые не являются социальными, материальные блага перераспределяются не для улучшения социального положения отдельных групп населения, а главным образом для укрепления государственного аппарата.

История становления социальных государств

Социальная направленность в развитии государств начала проявляться в Европе на рубеже 19 и 20 веков. Основной причиной явилось усиление давление на власть со стороны промышленных рабочих, которые приобрели достаточный образовательный уровень, необходимый для понимания социальной справедливости. Правительства были вынуждены идти на социальные уступки по двум причинам:

  1. Опасность массовых выступлений бедных слоев населения, что зачастую приводит к насильственной смене власти.
  2. Достаточный уровень развития демократии, благодаря чему власть зависела от мнения избирателей, в том числе и социально незащищенных.

Подобное нивелирование доходов граждан пагубно отразилось на развитии экономики, так как в этом случае теряет смысл всякое стремление к повышению производительности труда и проявлению коммерческих инициатив. Это вновь привело к социальным потрясениям и распаду государства.

В 1993 году Российское государство заявило о своей социальной ориентированности по аналогии с западными демократиями, которые к этому времени имели достаточно развитую социально-ориентированную модель развития.

Отличие социального государства от государства социалистического

Как было сказано выше, в социалистическом государстве материальные блага перераспределяются полностью. Государство получает все доходы, и эти государственные средства государство распределяет между гражданами по своему усмотрению. В этом случае не важно, сколько труда затратил тот или иной гражданин, важно, как его труд оценивает государство. То есть человек, продав результаты своего труда не получает свой доход напрямую, он получает его из государственной казны. При этом доходы гражданина зависят от государственных расценок, а вовсе не от рыночной стоимости его труда.

В социальном государстве напротив, доходы зависят от рыночной стоимости труда. Результаты этого труда гражданин может продавать напрямую, ввиду чего его доходы зависят от количества и качества приложенных знаний и трудозатрат. В этом случае государство путем налогообложения изымает у гражданина лишь часть его прибыли. Полученные таким образом средства государств распределяет между социально незащищенными гражданами в виде социальных выплат, дотаций, стипендий, пенсий и прочее.

Отличие социального государства от прочих государств

Подавляющее большинство стран на планете не являются социалистическими и имеют рыночную экономику. Четкого разделения на социальные и несоциальные государства не существует. Можно судить лишь об уровне социального развития того или иного государства. С достаточной долей точности страны можно разделить на демократические и авторитарные государства, что тоже важно, так как большинство политологов считают демократию основным признаком социального государства.

Так как демократическое государство предполагает верховенство закона, то исполнительная власть неукоснительно эти законы реализует. Среди демократических государств уровень социального развития зависит лишь от того, в какой степени принимаются и реализуются социально-направленные законы. Таким образом, можно выделить следующие признаки социально государства:

  • Верховенство права.
  • Наличие гражданского общества.
  • Социальная направленность политики государства.
  • Мощный экономический потенциал.
  • Высокий нравственно-образовательный уровень граждан.

Однако лишь верховенство права и наличие гражданского общества являются также и признаками демократического общества. Остальные три признака могут быть присущи и авторитарным государствам. Отсюда следует, что авторитарные государства также могут быть социально-направленными. Ярким примером служат нефтяные монархии Ближнего востока, где уровень социальной защищенности граждан достаточно высок при полном отсутствии демократии.

Уровень социального развития в таких государствах характеризуется лишь двумя признаками:

  1. Высокие доходы от продажи природных ресурсов.
  2. Желание монарха перераспределять эти доходы.

Но все же, социальная направленность в политике авторитарных государств явление достаточно непрочное, так как углеводороды не вечны, а воля монархов изменчива.

Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

— первичное социальное государство;

— государство социальных услуг;

— государство социального благоденствия;

Периодизация развития социального государства:

— первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;

— второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;

— третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;

— четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;

— пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

— шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства — первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

По каким признакам можно отличить социальное государство от несоциального?

Социальное государство в отличие от несоциального обеспечивает охрану труда и здоровья людей; устанавливает минимальный гарантированный размер оплаты труда; осуществляет государственную поддержку семье, материнству, инвалидам и пожилым гражданам, развивает систему социальных служб; устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Чем отличается либеральная модель социального государства от корпоративной модели социального государства?

Существует несколько моделей социального государства.

Одна из них — модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах. Другая модель социального государства — , которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

4. Каковы основные причины кризиса «государства всеобщего благоденствия»?

Нарастающий с 1917-х гг. кризис государства всеобщего благоденствия может рассматриваться как следствие либо изменения социально-экономических условий, либо ослабления послевоенного консенсуса, либо и того и другого. Несомненно, что увеличивавшиеся экономические трудности усложняли и процесс совершенствования общественных служб, и удовлетворение возросших социальных нужд, связанных с изменением модели семьи, ростом числа пожилых людей и безработных. С другой стороны, государство всеобщего благоденствия все больше критиковали политики, придерживавшиеся полярных взглядов. Критики правого толка утверждали, что, снимая ответственность с индивида, государство всеобщего благоденствия подавляет его инициативу в решении собственных проблем. Критики слева, частично соглашаясь с тем, что реально существующее государство всеобщего благоденствия нередко прибегает к давлению, но связывали это с отсутствием борьбы с глубинными причинами классового, сословного или расового неравенства. Их анализ и предлагаемые рецепты были более радикальными, нежели те, что отстаивали социалисты в 1940–50-х гг., и охватывали более широкий круг проблем – возможно, под влиянием «новых социалистических движений», возникших в 1960-е годы. Наиболее важным было смещение экономических приоритетов – от обеспечения полной занятости в сторону контроля над инфляцией. Умеренное перераспределение доходов и материальных благ, достигнутое до 1970-х гг., повернули вспять, снизив подоходный налог и частично вернувшись к прежним формам косвенных налогов типа налога на добавленную стоимость (НДС). Обострение экономического кризиса в 1990-е гг. вновь поставило серьезные вопросы о будущем государства всеобщего благоденствия.

Примером консервативного режима служит Германия с ее высоким уровнем благосостояния и иерархически-упорядоченным общественным устройством. В то же время Швеция наиболее близка к эгалитарному социал-демократическому режиму. Британское государство всеобщего благоденствия, относившееся в 1948 г. к числу наиболее развитых, приблизилось к либеральной модели: Соединенное Королевство предпринимало лишь слабые попытки использовать благосостояние для уменьшения социального неравенства, в то время как страны с консервативным и социал-демократическим режимами наращивали усилия для обеспечения благосостояния своих граждан. В условиях экономических затруднений 1980–90-х гг. правительства всех государств всеобщего благоденствия оказались в тяжелом положении, но в Великобритании и США было объявлено о сдвиге в сторону либерализму.

Что такое социальное государство

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня разберем термин «социальное государство». О том, что такое государство, мы подробно рассмотрели в другой статье нашего блога.

Вкратце напомню основные постулаты:

  1. государство – это форма организации политической власти, осуществляющая управление территориальными субъектами, обществом, обеспечивающая целостность своих территорий и внутренний порядок;
  2. государство может иметь разные формы правления:
    1. монархия (абсолютную и конституционная),
    2. республика (парламентская и президентская);
  3. государство может иметь различные формы устройства:
    1. унитарное (центральная власть, без создания отдельных субъектов),
    2. федеративное (внутреннее разделение государства на субъекты),
    3. конфедерация (союз нескольких государств);
  4. государство может управляться разными по типу политическими режимами:
    1. правовым (главный принцип – верховенство закона),
    2. авторитарным (власть сосредоточена либо в руках одного человека, либо в руках ограниченной группы людей),
    3. тоталитарным (государство осуществляет контроль над всеми аспектами жизни своих граждан).

Социальное государство – это …

Чтобы не путаться в терминах, выясним: что такое «социальный»? Перевод с латинского – «общественный». Следовательно, «социальный», значит – связанный с существованием человека в обществе.

Мы говорим: «Социальные блага», подразумевая под этим наличие материальных и моральных благ, предоставляемых государством, которые позволяют человеку поддерживать приемлемый уровень жизни. Например, это наличие бесплатной медицины и среднего образования, возможность пользоваться библиотечными фондами и т.д.

Из приведенных выше сведений можно сделать вывод: государство может быть каким угодно, но социальным его делает не форма правления, структура устройства или политический режим.

Государство является социальным, если его внутренняя политика ориентирована на предоставление всем своим гражданам равных прав и на создание и поддержание уровня жизни, достойного современного человека.

Основные направления деятельности государства, в приоритете которого – забота о своем населении:

Признаки социального государства

Основные критерии, по которым принято судить о том, насколько конкретное государство выполняет взятые на себя социальные обязательства:

  1. количественные показатели уровня (порога) бедности. Для справки: ООН определяет порог бедности как доход, равный затратам на приобретение минимального набора товаров и услуг (продуктов, одежды, услуг ЖКХ, образования и медицины);
  2. доля ВВП, выделяемого на реализацию социальных программ.

В связи с этим, признаками того, что конкретное государство является социальным, принято считать:

  1. стабильно высокое экономическое развитие;
  2. наличие и реализация разнообразных социальных программ;
  3. стремление государства обеспечить своим гражданам адекватный уровень жизни;
  4. правовое регламентирование равноправия для всех.

Россия провозгласила себя социальным государством в 1993 году и зафиксировала это в Конституции (гл. 1, ст. 7):

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Функции социального государства (его политика)

Социальная политика государства – это меры, предпринимаемые для улучшения качества и уровня жизни населения страны.

Все мероприятия, связанные с реализацией указанных мер, финансируются из государственного бюджета.

Основные направления социальной политики:

Функции социального государства делятся на несколько видов. Перечислим те, что актуальны в РФ.

  1. Экономические. Это:
    1. удержание на приемлемом уровне тарифов на жизненно-важные услуги (например, сдерживание роста цен на услуги ЖКХ);
    2. фиксирование стоимости социально-значимых продуктов (на хлеб, молоко и т.д.);
    3. снижение уровня налогов для социально-незащищенных слоев населения. Например, пенсионеры не платят имущественный налог на 1 объект каждого вида недвижимости и на 1 единицу транспортного средства. Допустим, у пенсионера есть квартира, гараж, дача и машина. Он освобожден от уплаты имущественного налога на эти объекты (но на объекты сверх указанной нормы налог обязателен к уплате);
    4. пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан (пенсии по старости, по инвалидности, по утрате кормильца);
    5. выплата стипендий студентам в государственных учебных заведениях;
    6. помощь в поисках работы безработным гражданам и выдача им пособия по безработице;
    7. различные социальные выплаты, например, материнский капитал при рождении детей;
    8. фиксирование минимального уровня заработной платы не ниже размера прожиточного минимума.
  2. Административные функции, направленные на улучшение социальной защищенности граждан. Например, государственное лицензирование некоторых видов деятельности, запрет на продажу табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним и т. д.
  3. Правовые функции, призванные обеспечить законодательную основу для реализации мероприятий социальной политики. К примеру, в 2020 году были внесены поправки в законодательство, позволившие выплачивать материнский капитал при рождении уже первого ребенка.
  4. Идеологические функции, способствующие формированию в обществе морально-этических установок, присущих нравственно здоровому обществу.

Говоря простыми словами, от того, насколько эффективно наше государство реализует меры в сфере социальной политики, зависит то, как мы живем сейчас и как будут жить наши дети и внуки.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Спенсер, Герберт Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Нашему государству далеко до социальных завоеваний, пенсии повышает государство, но это повышение лишь компенсирует инфляцию. Детям поступить в ВУЗ на бюджет крайне сложно, ведь бюджетные места сильно сократили, а платное образование стоит огромных средств, далеко не каждая семья способна оплачивать обучение своему ребёнку. С доступностью медицины тоже не всё гладко в регионах.

Ну, не знаю, как в Вашем государстве — в России все нормально. И пенсии повышаются, и бюджетные места имеются в ВУЗАх. Другое дело, что поступить на них так же сложно стало, как это было в СССР, что хорошо, ибо и техникумах, и в ПТУ кто-то учиться должен.

С медициной не так хорошо, как в Союзе (пока), но все движется в нужном направлению.

А Вашей стране (все понимают, что это за страна) желаю замедления падения в пропасть.

Источник: domkolgotok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строй Сам
Добавить комментарий