В чем разница между ттн и торг-12?

В чем разница между ттн и торг-12?

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы. И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

Что изменилось в работе бухгалтера с введением новой транспортной накладной

Отменена ли прежняя накладная № 1-Т

Итак, напомню, что новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Этим же документом установлены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами. При этом большинство товаров попадает к покупателю от поставщика именно автомобильным транспортом, а не железнодорожным, например, или морским. Автомобильные перевозки регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Согласно статье 8 этого закона, транспортная накладная подтверждает заключение договора на перевозку груза. Она служит основанием для расчетов за перевозку, и заполнять ее обязательно. Документ составляет грузоотправитель. Кроме того, этот документ понадобится водителю, если его остановят в пути сотрудники ГИБДД. И наконец, без нее сложно будет спросить с перевозчика неустойку, если вдруг в пути груз потеряется или испортится. Опять-таки именно в транспортной накладной зафиксировано наименование товара, количество мест и т. д.

Как мы выяснили, транспортная накладная – документ нужный, без которого не обойтись. Но в связи с принятием новой формы возникла неясность. Отменяет ли новая накладная прежнюю – товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78? Оказалось, что нет, не отменяет.

Минтранс России сообщил об этом в письме от 20 июля 2011 г. № 03-01/08-1980ис. В нем сообщается, что введение новой транспортной накладной не исключает применение товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Таким образом, теперь в учете проходят три накладные – транспортная, товарно-транспортная и товарная.

Документы, необходимые для учета затрат на перевозку

Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500 разъяснил, какими документами подтверждаются затраты на перевозку товара при налогообложении прибыли. Состав документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет.

Если договор заключен, то расходы можно подтвердить и новой транспортной накладной, и накладной по форме № 1-Т. Оба документа действуют и соответствуют требованиям законодательства.

Если договора нет и покупатель вывозит груз на своей машине, то услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом.

Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Однако в письме Минфина рассмотрены далеко не все ситуации, которые возникают на практике. Ведь зачастую для перевозки груза привлекается третья сторона – транспортная компания. И тут же возникает неясность, какие документы заполнять.

Сразу оговорюсь, что пока нет официальных разъяснений на эту тему. Поэтому до тех пор, пока они не появились, безопаснее в любых ситуациях заполнять два документа – и новую транспортную накладную, и прежнюю ТТН. Это поможет избежать споров с налоговиками. Ведь ТТН никто не отменял. Теперь подробнее поговорим о возможных вариантах транспортировки груза.

Итак, поставщик заказывает в транспортной компании доставку груза до покупателя. Тогда он, как грузоотправитель, составляет три экземпляра транспортной накладной – для себя, перевозчика и покупателя. Если договор перевозки заключает с покупателем компания-экспедитор по поручению поставщика, но от своего имени, то она же является грузоотправителем и составляет транспортную накладную. Поставщик же, хотя он и не участвует в перевозке, также должен получить свой экземпляр для учета расходов на транспортировку товара. Итак, в приведенных примерах будут составлены три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные для поставщика, покупателя и перевозчика.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда транспортировку заказывает в транспортной компании покупатель. Для учета расходов ему потребуются транспортные накладные в любом случае. Даже тогда, когда он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Значит, и в этой ситуации нужны три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные.

Но поставщик может не заказывать перевозку в транспортной компании, а привезти товар самостоятельно. Тогда состав первичных документов будет зависеть от того, включена ли стоимость доставки в цену товара. Если стоимость доставки выделена отдельной строкой, то применяются правила, регулирующие договоры перевозки. А значит, составляются три транспортные накладные и четыре ТТН.

Если перевозка включена в стоимость товара и груз либо привозит поставщик, либо вывозит покупатель, то в этом случае транспортная накладная не нужна. А вот ТТН нужно оформить, так как в соответствии с пунктом 2 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» грузы перевозятся только при наличии ТТН. А эту инструкцию пока никто не отменял.

Чем транспортная накладная отличается от ТТН

Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных – либо ТТН, либо № ТОРГ-12.

Есть и другие отличия.

В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, – объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12.

В транспортной накладной также появилась строка «Экземпляр №». В ней ставится номер экземпляра. При этом не важно, экземпляр под каким номером попадет к покупателю или останется у поставщика. Более того, не страшно, если в компанию поступит четвертый экземпляр накладной, хотя по общему правилу всего выписывается их три. Договором может быть предусмотрено большее количество экземпляров.

Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик. Они же заверяют своими подписями и печатями любые исправления в документе.

Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза».

Как решались споры в судах по поводу ТТН

На практике некоторые компании не требуют от перевозчиков транспортные документы, а расходы на доставку списывают на основании акта оказанных услуг. Но эта ситуация спорная. Скорее всего налоговики откажут в вычете НДС, так как товары якобы не доставлены, а значит, не могут быть приняты к учету. Раньше подобные споры часто возникали из-за отсутствия товарно-транспортной накладной. По ним сложилась определенная арбитражная практика. Чего, кстати, нельзя сказать про новую транспортную накладную, поскольку она введена в действие совсем недавно.

Поэтому обратимся к судебной практике по поводу применения ТТН. Какие выводы характерны для судей?

Налоговики не вправе требовать у налогоплательщика ТТН, если не был заключен договор на перевозку груза с транспортной компанией (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу № А42-6159/2007).

Нельзя отказать в возмещении экспортного НДС только на том основании, что не представлена товарно-транспортная накладная (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2008 г. № Ф09-309/08-С2).

Товар можно принять к учету только на основании товарной накладной № ТОРГ-12 без товарно-транспортной накладной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. № А19-9946/07-18-Ф02-391/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2008 г. по делу № А11-2713/2007-К2-18/162). Расходы на перевозку можно подтвердить иными документами кроме ТТН – актами оказанных услуг, счетами-фактурами, договором, платежками, путевыми листами, накладными № ТОРГ-12 и т. д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу №А27-9842/2009).

Но есть и негативные для компаний решения. Акты по оказанию транспортных услуг не подтверждают перевозку груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А63-5615/2009-С4-9).

Сколько нужно экземпляров накладных

Напомним, что товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т составляется в четырех экземплярах (п. 2 Правил оформления перевозочных документов, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.):

– первый – остается у самого грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей (второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю);

– второй – передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза (третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются перевозчику);

– третий – служит основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта;

– четвертый – прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Новая транспортная накладная составляется в трех экземплярах (п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272):

Статья напечатана в журнале «Семинар для бухгалтера» № 11, 2011

ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

Что такое ТНН

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Что это такое

В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

При этом есть еще любопытный нюанс, который показывает, что такое транспортная и товарно-транспортная накладная, отличия прослеживаются в количестве копий. В первом варианте нам понадобится всего три образца. Один остается у грузоотправителя, второй передается покупателю. Оставшийся уходит компании, осуществляющей перевозку. А вот в случае со старой Т-1, понадобится четыре копии. Также по одной покупателю и продавцу, но целых две остается у компании по перевозке.

Энциклопедия решений. В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких — товарно-транспортную?

В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких — товарно-транспортную?

Смотрите в этом материале:

При поставке товаров (в том числе, сырья, готовой продукции и пр.) используют, как правило, два вида накладных — товарно-транспортную (ТТН, форма N 1-Т) и транспортную (ТН). Разберемся, чем они похожи и чем отличаются, а также в каких случаях обязательна та или иная форма.

В каких случаях необходимо использовать транспортную накладную?

Транспортная накладная (далее также — ТН) подтверждает заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом. Необходимость оформления такого первичного учетного документа, как ТН, обусловлена требованиями норм п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

При заключении договора перевозки груза ТН, выступая в качестве перевозочного документа, служит доказательством наличия правоотношений между отправителем груза и перевозчиком и регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки (письма Минфина России от 21.12.2017 N 03-03-06/1/85703, от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407, ФНС России от 17.05.2016 N АС-4-15/).

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (абзац второй п. 9 Правил).

Транспортная накладная обязательно оформляется в случаях:

— товар (груз) покупателю доставляет транспортная компания — третье лицо (см. также письмо Минфина России от 21.12.2017 N 03-03-06/1/85703);

— продавец товара берет на себя обязанности по доставке на основании отдельного договора, либо на основании договора купли-продажи с условием о доставке, при этом стоимость доставки в договоре выделена отдельно. То есть, по сути, заключается смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

При этом для заказчика именно ТН является подтверждением заключения договора перевозки и, соответственно, основанием для отражения понесенных расходов (на транспортировку) в целях налогового учета (см. письма ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/, Минфина России от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61110, от 06.09.2016 N 03-03-06/1/52112, постановление Восьмого ААС от 22.01.2020 N 08АП-15617/19).

Если доставка продукции (товара) осуществляется «самовывозом» без привлечения третьего лица по договору перевозки (затраты по перевозке несет покупатель), то обязанности по оформлению ТН у отправителя груза не возникает, поскольку договор перевозки вообще не заключается (см. письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123). В таком случае факт перевозки (а также затраты на перевозку) организация-покупатель может подтвердить путевым листом.

В каких случаях используется товарно-транспортная накладная?

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, далее также ТТН) является основным перевозочным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей (по аналогии с товарной накладной), и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Таким образом, транспортный раздел ТТН фактически дублирует ТН и предназначен именно для отражения данных о перевозке.

В чем же разница между ТТН и ТН?

Главным отличием транспортной накладной от товарно-транспортной накладной является то, что ТН не может служить основанием для списания товара поставщиком и оприходования его покупателем ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Как отмечено выше, ТН является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки и основанием для учета транспортных расходов. Так, в ней, в отличие от ТТН, не отражается стоимость товара (за исключением указания в разделе 5 информации об объявленной стоимости (ценности) груза. Объявленная ценность груза не должна превышать действительной стоимости груза (п. 12 Правил)). При этом в транспортной накладной указывается наименование груза и его количество и т. д. (раздел 3 Наименование груза). См. также письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/

В письме ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-15/ транспортная накладная указана как основание для оплаты оказанных транспортных услуг. Также в нем отмечено, что договор перевозки может предусматривать необходимость оформления сторонами дополнительно к ТН двустороннего первичного учетного документа, определяющего стоимость совершенной перевозки, факт которой подтвержден надлежаще оформленной транспортной накладной (основания для оплаты).

То есть в случае заключения договора перевозки грузов с третьим лицом использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и ТОРГ-12 (или аналогичной ей самостоятельно разработанной формы) (см. письма Минтранса России от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис, Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/501 и др.).

В письме УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/ сказано, что не требуется наличия ТТН при наличии надлежащим образом оформленных товарной и транспортной накладных для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку.

Финансовое ведомство в ответ на вопрос о достаточности оформления только ТТН указывает, что в силу п. 2 ст. 785 ГК РФ именно ТН является надлежащим документом, подтверждающим заключение договора перевозки (письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).

Таким образом, оформление ТТН при перевозке товарно-материальных ценностей не является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Так, ТТН подлежит обязательному оформлению при обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. См. разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011.

Однако даже в этом случае подтверждением заключения договора перевозки, в том числе в целях налогового и бухгалтерского учета, будет являться именно ТН (письмо УФНС России по г. Москве от 29.08.2011 N 16-15/). Соответственно, при осуществлении перевозки алкоголя оформляются оба документа: ТН подтверждает непосредственно заключение договора, а ТТН является обязательным сопроводительным документом.

Накладная как часть универсального передаточного документа

В 2013 году ФНС России выступила с инициативой о замене в целях налогообложения накладных и актов выполненных работ универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной им суммы НДС, так и удостоверять факт поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, в УПД могут быть объединены данные счета-фактуры и любых передаточных документов (их аналогов):

— актов приема-передачи основных средств, нематериальных активов;

— актов выполненных работ, оказанных услуг (по формам, предусмотренным договором), передачи прав.

По нашему мнению, УПД не может заменить транспортную накладную (по форме ТН или 1-Т), поскольку одна из ее функций — подтверждение заключения договора перевозки груза (п. 20 ст. 2 Устава автомобильного транспорта). УПД же перевозку не подтверждает.

Могут ли товарная и товарно-транспортная накладная заменить друг друга и чем они отличаются?

Любое предприятие и организация, осуществляющие товарно-денежные отношения, в обязательном порядке ведет подтверждающую эти отношения документацию.

Эти документы представляют собой бумаги первичного бухгалтерского учета. К ним относятся товарная накладная и товарно-транспортная накладная.

В статье рассмотрим, чем они отличаются друг от друга и в каких целях используются, нужно ли оформлять сразу два документа.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Что такое ТН и ТТН?

  • Товарная накладная (ТН) – первичный документ, оформляемый при продаже или отпуске груза другой организации. Унифицированная форма товарной накладной, распространенная в Российской Федерации, именуется ТОРГ-12.

Документ составляется в двух экземплярах. Один передается покупателю, второй остается у продавца, где в соответствующей графе покупатель расписывается в получении товара. Продавцу документ нужен для списания товара со склада, покупателю для подтверждения покупки.

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН) – первичный документ, оформляемый при перемещении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) от одной организации в другую с участием транспорта третьей стороны (стороннего грузоотправителя).
  • Чем отличаются эти документы?

    Чтобы понять, в чем разница между ТН и ТТН, нужно смотреть в их содержание. Для начала важно разобраться, что отображается в каждом из них.

    Какие данные нужно вносить?

    В товарной накладной обязательно должны быть следующие данные:

    1. название ценной бумаги, наименование организации, осуществляющей продажу (поставщик), название принимающей стороны (покупатель);
    2. дата оформления документа (реальная);
    3. основание для осуществления продажи (договор, контракт, наряд на поставку);
    4. код поставщика по ОКУД и ОКПО;
    5. перечень, ассортимент продукции, количество и объявленная ценность, единица измерения, общий тоннаж и конечная сумма фактуры;
    6. указание лиц, ответственных за осуществление отгрузки (главный бухгалтер, ответственный оператор);
    7. подписи ответственных лиц, печать организации.

    Вот в чем состоит еще одна существенная разница между этими бумагами: если ТОРГ- 12 распечатывают в двух экземплярах, то ТТН в четырех. Документ необходим для подтверждения отношений между тремя сторонами: покупатель, продавец и перевозчик. Один экземпляр продавцу, второй экземпляр покупателю и два оставшихся грузоперевозчику для отчетности.

    Основные данные ТТН:

    1. наименование и номер документа;
    2. наименование, адрес, телефон грузоотправителя, грузополучателя и плательщика;
    3. номенклатура, количество, сумма;
    4. транспортные расходы и сумма;
    5. указание номера доверенности на водителя, его подпись, подтверждающая принятие груза для доставки;
    6. указываются лица отпустившие товар (кладовщик), разрешившие отгрузку (менеджер) и ответственные за передачу товара (бухгалтер).

    Главное отличие данного документа от предыдущего – это наличие товарного раздела и транспортного.

    В ТТН ставится печать и продавца, и грузоотправителя, которую проверяет принимающая сторона.

    Чаще всего в документе на вывоз/ввоз материальных ценностей нужно отобразить большой перечень товара, что составляет неудобства при его использовании. Для этого в товарном отделе указывают, что к данному документу прикладывается товарная накладная, в которой указан весь ассортимент товара и его фактическая ценность. При этом указывают общее количество продукции по фактуре, тоннаж (брутто и нетто) и сумма отгрузки.

    Грузоперевозчик оформляет на своего водителя доверенность, а грузоотправитель заполняет эти данные в соответствующем месте товарного раздела товарно-транспортной накладной.

    В нижней части первого раздела ТТН слева ставятся подписи уполномоченных лиц грузоотправителя (тех лиц, кто разрешил и произвел отгрузку, и главбуха), справа — подпись водителя (подтверждение факта передачи ответственности за сохранность груза от грузоотправителя перевозчику).

    Особенности использования на одну передачу ТМЦ

    Чтобы понять, что именно вам нужно выписывать (ТН или ТТН), нужно разобраться с назначением каждой накладной.

    1. Если товар доставляется силами и транспортом поставщика, а транспортная услуга уже включена в стоимость товара, то товарно-транспортная накладная не нужна.
    2. Если товар доставляется силами сторонней организации, которая не имеет никакого отношения к продавцу и выступает только как посредник в доставке, то товарная накладная и товарно-транспортная оформляются в обязательном порядке.
    3. Если покупатель вывозит груз собственными силами, то ТТН не оформляется, так как расходов на транспорт нет.

    Нужно ли оформлять сразу два документа и заменяет ли один другой?

    Если у вас есть товарно транспортная накладная и вы не знаете, нужна ли вам товарная накладная, то просто вспомните о том, что это два разных документа, у которых совершенно разное предназначение и ТТН не может заменить ТН, так как первый документ подтверждает факт перевозки, а второй подтверждает акт перехода товара в пользование покупателя.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ первичные учетные документы должны быть составлены в момент проведения операции или же сразу после передачи. Дата в документах ставится всегда реальная, то есть того дня, когда осуществляется отгрузка ТМЦ. Даты между собой должны совпадать.

    Если ТОРГ-12 была оформлена, а транспортная компания подвела и водитель не приехал в назначенный день, то в документации появятся отличия, такой документ необходимо перепровести в программе на актуальную дату и распечатать его заново, чтобы товарная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН) не были с разными датами. Предыдущий распечатанный документ с ранней датой уничтожить.

    • форме ТОРГ-13 на перемещение ТМЦ внутри предприятия;
    • формах М-15 и 0504205 на отпуск материалов на сторону;
    • приходной, расходно-приходной и расходной накладных:
    • форме МХ-18 на передачу готовой продукции в места хранения;
    • возвратной накладной.

    Итак, для осуществления передачи товарно-материальных ценностей существуют официальные документы бухгалтерского учета. Несмотря на то, что информация в них дублируется, они не могут заменить друг друга, так как имеют разное применение и значимость.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите .

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Источник: domkolgotok.ru

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Строй Сам
    Добавить комментарий