Чем отличается научное наблюдение от житейского?

Чем отличается научное наблюдение от житейского?

Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов.

Наблюдение по плану:

1. Общие интересы: спорт, туризм, шахматы, техника, конструирование, музыка, изодеятельность, литература, художественная самодеятельность, экономика.

2. Выраженность: а) проба сил; б) эпизодичность; в) постоянство.

3. Деятельность: а) практическая; б) теоретическая.

4. Устойчивость: а) высокая; б) средняя; в) невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность: а) самостоятельная; б) несамостоятельная.

6. Сложность: а) большой объем; б) средний; в) малый.

7. Владение навыками: а) сложными; б) средними; в) постоянными.

8. Выполняется в данное время.

9. Творческая выраженность: а) самостоятельное творчество; б) воспроизведение с усовершенствованием; в) воспроизведение.

Беседа

Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную ЦЕЛЬ и ПЛАН ее проведения.

УСПЕШНОСТЬ БЕСЕДЫ зависит:

а) от СТЕПЕНИ ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от ИСКРЕННОСТИ ДАВАЕМЫХ ОТВЕТОВ (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.) (схема 15).

МЕТОД БЕСЕДЫ

Требования Основные приемы установления контакта
1. Сформулировать цель беседы. 2. Составить план (целевые вопросы). 3. Подготовить «поддерживающие» вопросы. 4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, коди- ровка ответов, условные обозначения), 1.Деловые, естественные взаимоотношения, 2. Учет интересов и потребностей собеседника, 3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер

ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ

«Нравится ли тебе твоя группа?»

Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ неискренен

Примечание. Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

. 1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:

а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

• вопросы ранжировать в порядке их значимости;

— придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями (см. схему 15, 16, 17);

• план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;

в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

2. ВСТУПИТЬ Б КОНТАКТ МОЖНО:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

• Вникните в то, что его интересует.

• Взгляните на мир его глазами, его чувствами.

• Если увидите пассивность собеседника, то вы:

— начали с неудачного вопроса;

— спросили его невпопад;

— у него нет настроения;

— взяли не тот тон;

— угодили в больное место.

• Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;

в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната);

б) неблагоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;

б) не обнаруживайте признаков властности;

в) не упрекайте и т.д.

6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

— точностью формулируемых мыслей;

— желанием уйти от ответа;

б) эмоциональными реакциями: — тембр голоса, интонация;

— мимика, жесты и др.;

в) срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

— затронуто достоинство, самоуважение.

7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ,

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:

— сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;

— опрашиваемый, как в зеркале, в котором отражается его мир;

д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:

— помочь освободиться от возможных страхов;

— одобряйте точность высказанных мыслей;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

— помощи освободиться от возможных страхов;

— одобрения точности высказанных мыслей;

ж) не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, несущественность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):

— собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;

— при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна;

— нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:

— об их интересах и увлечениях;

— о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;

— о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ (школьник может ответить «да», чтобы произвести впечатление).

10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;

б) при молчании делайте акцент на расспрос;

в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели. В качестве образца см. схему 17.

При анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?

2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?

3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.

4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

5. Какие вопросы достигли цели и почему?

6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

7. Какие задачи решены в результате беседы?

Чем отличается научное наблюдение от житейского?

Что такое наблюдение? Это факты полученные человеком в результате примечания каких-то явлений, действий и других проявлений в жизни. Само понятие наблюдения относится к психологии и выступает здесь, как метод познания, при этом оно может делиться на два вида:

  1. Житейское наблюдение.
  2. Научное наблюдение.

Несмотря на то, что конечный результат обоих видов в целом один – это получение каких-либо знаний, их характер и течение существенно различаются.

Научное наблюдение

Как было сказано выше, наблюдение является формой психического исследования, однако, это справедливо только в том случае, если оно направлено на познание чего-либо с обязательным переходом к выявлению сути этого явления. Если говорить более простым языком, наблюдение, как психический метод должно не просто констатировать тот или иной факт, но находить ему объяснение, почему произошло так, а не иначе и что из этого следует дальше.

Научное наблюдение обязано фиксировать полученные знания в любой доступной форме, кроме того оно носит постоянный характер и имеет определенную структуру. Объект изучения подвергается систематическому наблюдению по определенному плану. Это позволяет не просто сделать какие-то выводы, но дать им объяснение, а также выявить определенные закономерности, например, постоянный характер явления или же его временные проявления.

Житейское наблюдение

В отличие от научного оно не имеет четко заданной цели, тут не нужно докапываться до истины, а все полученные знания принимаются как данность. Житейское наблюдение хаотично и по сути оно постоянно. Так или иначе, человек постоянно фиксирует какие-либо события, и они превращаются в определенные данные. Житейское наблюдение не имеет системы, оно не подвергается планированию, но, несмотря на его случайный характер, имеет серьезное значение в жизни человека, а также трактовке происходящих вокруг событий.

Интересным фактом является то, что при отсутствии у житейского наблюдения цели докопаться до сути вещей и получить объяснение тому или иному явлению, это происходит само собой. Как правило, человеком случайно регистрируются определенные события, а затем происходит формирование понимания конкретного процесса. Например, гремит гром, человек фиксирует звук, среди туч появляется молния – еще один элемент, начинается дождь – третий факт. Все они складываются в логическую цепь – после молнии слышен гром и это является предвестником дождя. То есть специального анализа и наблюдения в данном случае не было, но случайные факты сформировали определенную последовательность и дали понимание процесса. Следующим в этой цепи может стать появление солнца и радуги, что продолжит логическую цепь.

Касательно этого есть интересная поговорка: «Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное». Она прекрасно характеризует значимость житейского наблюдение и его важность перед наблюдением научным. Очень часто в бытовых вопросах люди без образования гораздо умнее и рациональнее рассуждают, нежели люди с учеными степенями. Это как раз говорит о том, что житейские знания, полученные путем житейского наблюдения более важные, чем знания научные.

Вообще житейское наблюдение направлено на окружающие вещи, а научное на их суть, которая очень часто в обычной жизни не слишком важна. Эти знания конечно необходимы для науки и могут повлечь за собой грандиозные открытия, но в жизни простых людей они бывают редко применимы. Например, информация о том, что все вещества состоят из атомов или молекул не слишком полезны для простых людей, но имеют серьезное значение в исследовании различных процессов, например, ядерных реакций, связанных с расщеплением ядра, которые в свою очередь помогают получать необходимую для современного человека электроэнергию.

Житейское и научное наблюдение. Связь и степень важности

Прямой связи между этими двумя явлениями нет, но они в какой-то степени похожи. Для житейского наблюдения характерно:

  • Случайный характер получения знаний.
  • Получение выводов на основе взаимосвязей.
  • Объединение некоторых данных в житейскую мудрость, которая не имеет научного обоснования, но жива на протяжении десятков лет.
  • Четкий характер его течения.
  • Необходимость понять суть происходящего.
  • Получение цепей взаимосвязей, которые могут потребовать последующих наблюдений.

Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям. Здесь все логично и верно.

Метод наблюдения

Определение понятия наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).

Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения:
    • а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
    • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
    • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
    • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
    • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
    • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Научное и обыденное наблюдение. Место наблюдения среди других методов исследования в социальной работе

В повседневной жизни мы постоянно используем метод наблюдения для изучения реальности. Но не каждое обыденное наблюдение может быть использовано в научных целях, поскольку в науке предъявляются более строгие требования к точности и объективности эмпирических знаний.

В основе любого наблюдения лежит получение чувственных образов изучаемых объектов. Эти образы складываются из ощущений, возникающих под воздействием внешнего мира на наши органы чувств. Результат такого воздействия зависит:

  • • от природы наблюдаемых объектов;
  • • от устройства и состояния наших органов чувств;
  • • от условий, в которых ведется наблюдение и которые иногда могут изменяться самим наблюдателем;
  • • от характера применяемых приборов и инструментов в процессе наблюдения.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе наблюдения мы получаем информацию не только о чистых свойствах объектов, но и о взаимодействии объектов со средствами наблюдения, влияющими на их свойства.

Следует различать обыденное и научное наблюдение. По мнению В. А. Ядова, «под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем» [1] . Научное наблюдение от обыденного отличается гем, что оно:

  • • подчинено ясной исследовательской цели;
  • • планируется по заранее обдуманной процедуре;
  • • все данные наблюдения фиксируются исследователем в дневнике или протоколах по определенной системе;
  • • информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость, т.е. проверяться.

К основным функциям научного наблюдения, таким образом, можно отнести следующие:

  • • получение объективной информации об изучаемом социальном явлении способом субъективного восприятия;
  • • последующая прямая документальная регистрация существенных свойств, признаков, характеризующих данное явление.

Наиболее важной представляется непосредственная, прямая, а не косвенная регистрация событий. Источник информации в наблюдении — поведение исследуемого лица. Исследователь непосредственно наблюдает за поступками, событиями, явлениями, а иногда и участвует в них. Благодаря этому социальная действительность проявляется во всей своей непосредственной реальности и многообразии как единство закономерного и случайного. Свои впечатления исследователь регистрирует в соответствии с разработанной заранее программой. Но непосредственное (прямое) наблюдение не всегда можно осуществить, поэтому иногда приходится пользоваться информацией из «вторых рук» (естественно, что результаты такого типа наблюдения требуют критического анализа).

Наблюдение можно использовать только для изучения сегодняшних, а не будущих и не прошлых событий. Конечно, можно изучать памятники прошлого, но их нельзя будет оценивать как реальный общественный процесс — только как отдельные его фрагменты в застывшем состоянии (это можно сравнить с изучением документов).

Знаете ли вы, что.

В ряде других наук, например, в экономической статистике или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (опрос, визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Также отдельно следует рассматривать метод наблюдения в рамках этнометодоло- гии — глубокого изучения социальных субъектов в их обыденной жизни. Во всех этих случаях наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам.

Изучение кино- и телевизионных кадров, на которых запечатлены отдельные акты действий объекта или общественного события, также нельзя рассматривать как наблюдение. Здесь опять речь идет об изучении документов. Исходя из этого, наблюдение можно рассматривать как метод сбора данных, при котором созерцается поведение лица или происходящее событие, в процессе которого оказывается целесообразным фиксировать впечатления с помощью соответствующей аппаратуры.

Создание современных средств наблюдения позволяет проводить исследования как на уровне микро-, так и макромира. Хотя мы и преодолели этот барьер, но одновременно с этим наблюдение лишилось непосредственности. Оно стало опосредованным.

Знаете ли вы, что.

Наблюдение — это не чисто специфический метод социологии. Метод наблюдения — старейший в человеческом познании. Можно с уверенностью сказать, что наблюдение появилось в человеческом общении раньше языка. Ребенок начинает осваивать окружающую его реальность с наблюдения. Этот метод заимствован социологией из ранее сложившихся областей эмпирического знания, т.е. из естественных наук. Данная преемственность просматривается в ряде общих черт, присущих одновременно и социологическому, и естественнонаучному наблюдению.

Среди пионеров использования метода наблюдения в нашей стране следует назвать таких ученых 1920-х—1930-х гг., как М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. С. Заслужный и др. Хотя их исследования ограничивались изучением поведения детей, заслуга их огромна. В 1923 г. М. Я. Басов разработал передовую для своего времени методику психологического наблюдения, в основе которой лежала мысль о том, что единицей наблюдения должен быть акт поведения, который рассматривается как активное действие. Необходимо отметить, что до этого бихевиористы в качестве единицы наблюдения рассматривали реакцию. В это время ученые начали сосредоточивать свое основное внимание на максимальной возможности фиксации объектов наблюдения, пытаясь применять для этого технические средства и разрабатывать новые методики.

Наблюдение за фактами в науках, объектом которых выступает природа, осуществляется с помощью объективных приборов. В социальных науках проводится наблюдение за социальными фактами (Э. Дюркгейм), подобно тому, как осуществляется наблюдение за физически фактами, даже если для этого не имеется столь разнообразной и точной аппаратуры, как для наблюдения физических явлений. Социальный факт — совокупные, систематизированные характеристики массового поведения, массового сознания (мнений, суждений, оценок, верований и т.п.), обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной. Если проводить наблюдение и использовать феноменологический подход, то в качестве социального факта может рассматриваться отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия.

Таким образом, в роли объекта наблюдения могут выступать малые группы людей или части больших социальных общностей. В качестве предмета социологического наблюдения могут быть существенные для исследования эмпирические характеристики, свойства, состояния изучаемого объекта.

В сферу социологического наблюдения включают самые различные вопросы социальной жизни людей, за исключением отдельных случаев, связанных с нравственными ограничениями (подсматривать и подслушивать не всегда допустимо) или правовыми препятствиями (факты, составляющие государственную тайну, к примеру, могут оказаться недоступны исследователю).

По мнению английских исследователей-практиков социальной работы Л. Хардвик и А. Уорсли, наблюдение в социальной работе, наряду с нарративным интервью, составляют сердцевину профессиональных умений социального работника. Наблюдение является составной частью повседневной практики социальных работников, и социальные работники должны понимать не только то, что они обладают такими умениями благодаря практическому опыту, но и то, что умение наблюдать — это явление высокого порядка, что наблюдение в социальной работе можно рассматривать как составную часть комплексного исследовательского подхода.

Ряд исследователей социальной работы считают, что наблюдение представляет собой критический взгляд на действительность [2] . Оно особенно интересно тем, что предоставляет практикующему исследователю возможность увидеть, что на самом деле делают люди, а не то, о чем они говорят, что делают. Это контрастирует с нарративным интервью, в котором, согласно его названию, люди излагают свою историю (возможно, историю жизни). При проведении анкетирования или интервью исследователь-практик отдает себя на милость респонденту, который сам решает, как предстать перед исследователем, какие свои стороны открыть или, напротив, спрятать. Респондент, таким образом, может формировать мнение исследователя о себе, особенно в случаях, когда у исследователя еще нет достаточного опыта в проведении анкетирования и интервью, и его база моделей поведения респондентов еще не сформировалась.

Если подойти к рассмотрению этого аспекта более подробно, то можно выделить ряд проблем, связанных с проведением анкетирования и интервью, в отличие от наблюдения. Например, насколько легким для понимания оказался вопрос анкеты или интервью для респондента, насколько легко ему вспомнить те обстоятельства, которые произошли некоторое время назад, и, наконец, насколько заманчиво придумать для себя тот или иной образ.

Таким образом, наблюдение может оказаться привлекательным способом продвижения вперед через все эти проблемы. Однако, как отмечают исследователи социальной работы, данный метод на удивление еще не снискал себе большой популярности в научном сообществе 1 .

Научно-организованное и обыденное наблюдение: сходство и отличие

Наблюдение — это исходная форма эмпирического познания, именно с него начинается познавательная деятельность.
Различаются научное наблюдение и обыденное наблюдение.
1. Научное наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, носил организованный характер. Исследователь упорядочивает процедуру наблюдения. Ё обыденное наблюдение носит неорганизованный, случайный характер.
2. Научное наблюдение носит системный характер. Одного или нескольких наблюдений в науке недостаточно.
3. Наблюдение в науке носит целенаправленный характер. Предпринимая исследование в виде наблюдения, ученый обязательно ставит идеальную цель (подтвердить или опровергнуть существующую теорию и т.д.). Ученый не просто регистрирует какие-то факты, он выбирает те факты, которые имеют отношение I поставленной цели.
4. Научные наблюдения связаны с определенной теорией. В науке наблюдени5 всегда теоретически нагружены. Ученый связывает эмпирические факты (теоретическими представлениями. Поэтому в науке важные открытия крайне редко делаются неспециалистами. Луи Пастер однажды сказал: Случай может научить чему-то только подготовленный ум.
5. Научное наблюдение отличается от повседневного также тем, что в нег широко используются специальные устройства и средства (микроскопы телеаппаратура, ЭВМ и т.д.). Эти приборы компенсируют природную ограниченность органов чувств человека.
Следует подчеркнуть, что наблюдение осуществляется без какого-либо изменения изучаемых явлений. Оно предполагает невмешательство исследователя в процесс протекания естественных событий.
В некоторых случаях наблюдение является единственно возможным методом эмпирического исследования, что особенно очевидно в астрономии.
Виды наблюдения:
1. Естественно — научные наблюдения (наблюдения за природными объектами).
2. Наблюдения в области социальных наук (используются в социологии менеджменте).
Специфической разновидностью наблюдения является интроспекция — самонаблюдение, которое может применяться в психологии и педагогике.
Обыденноезнание формируется в процессе повседневного опыта, обыденной жизни людей, непосредственной практической деятельности. Оно отличается от любого целенаправленно формирующегося знания, являющегося результатом деятельности людей, специально, профессионально этим занимающихся: так фольклор как народная художественная деятельность отличается от профессионально создаваемого искусства, народная медицина от знаний, добываемых медицинской наукой, обыденные правовые представления от правовых норм, формулируемых представителями правовой науки и т.д. Для обыденного знания, которое называют еще «здравым смыслом», характерны свои, отличные от научных, средства познания: допущение противоречивости (В.Г. Федотова считает даже, что противоречивость — неотъемлемое свойство обыденного знания), эмоциональная окраска (свидетельствующая о явной заинтересованности), особые способы обоснования, состоящие, в частности, в простой ссылке на авторитеты и др.

Специфике обыденного сознания особенно в последнее десятилетие посвящено много философской и социологической литературы.

Однако особая проблема — различие обыденного постижения общественной жизни и научного ее изучения. В рамках этой общей проблемы особое значение (в связи с распространением социологического знания, расширением масштабов ее использования) приобретает взаимоотношение социологии и здравого смысла.

Работающие социологи постоянно сталкиваются с предрассудком, который особенно распространен среди руководителей разного уровня: считается, что для руководства людьми вполне достаточно практического опыта, получаемых в процессе повседневной жизни знаний. Обычно, когда «руководители» знакомятся с информацией, полученной специальными способами, которыми пользуется социолог, они говорят: «Мы это все знали, и не надо было проводить специального изучения». На самом деле представления «опытных», «знающих» людей не в меньшей степени грешат тем, что отличает любые обыденные представления: субъективностью в отборе информации, неполнотой, а порой случайностью запомнившихся данных и др. Примеров такого рода «заблуждений» и «неточностей» в оценке реальной ситуации можно привести множество: «подводит» именно обыденное сознание и уверенность в том, что оно достаточно для ориентации в общественной действительности.

Не отрицая воздействия обыденных представлений на социологический исследовательский процесс, следует иметь в виду, прежде всего то, что задача социолога состоит все же именно в преодолении, нейтрализации своей субъективности. Полученное знание обладает рядом преимуществ (если работа проведена профессионально) в сравнении с обыденными представлениями: оно более адекватно самой действительности (объективно), отражает относительно существенные (закономерные) характеристики, более полно и выражено в обобщенном виде, а не в виде отдельных случаев и примеров.

«истина разума» и «правда жизни»

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: domkolgotok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строй Сам
Добавить комментарий