Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

ЭЦП для врачей

Лечащему врачу, чтобы заверять или продлевать эл. больничные, подписывать амбулаторные карты и выписывать рецепты.

Главному врачу, чтобы подписывать договора и отчеты.

Сотруднику статотдела, чтобы передавать информацию в ФСС.

Получите электронную подпись

Получить электронную подпись можно, не выходя из дома. Мы сделали процесс более удобным и быстрым – без посещения офиса для сверки личности.

Сопровождение торгов

У Вас нет в штате специалиста по торгам ? Мы возьмем все заботы на себя!

ЭЦП для абитуриентов

Электронная подпись для онлайн подачи документов в ВУЗы

Аккредитация на ЭТП

Услуги по аккредитации на всех федеральных и коммерческих площадках, экономьте свое время и время Ваших сотрудников

ЭПЦ за час

Специальное предложение для быстрого старта, получение ЭЦП для электронных торгов за 1 час

«Все включено»

Максимум комфорта! Наш сотрудник подготовит все необходимые документы, вы получите ЭЦП и аккредитацию не выходя из офиса

Статьи и новости

Госзакупки 2021 – изменения

АИС ГЗ – официальный сайт новой платформы госзакупок в СПб

ГИС Независимый регистратор с zakupki.gov.ru

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса? Способы закупок для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Преференции товарам российского производства по 223-ФЗ

Вопросы и ответы для заказчиков по 223-ФЗ

Каталог ЭЦП Сопровождение торгов «под ключ» Лицензии КриптоПро Регистрация в ЕИС СБИС Всё о компаниях и владельцах Подключение онлайн касс Все продукты бренда СБИС СБИС Поиск и анализ закупок Банковские гарантии для 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП РФ Регистрация ООО / ИП

Аккредитованные площадки

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса? Способы закупок для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Все способы закупок товаров в Российской Федерации

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену. Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”. Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная комиссия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность. Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности. Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены. Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены. Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Участвуем в торгах: виды закупок, площадки, обеспечение заявок и настройка рабочего места

Электронные торги — способ закупки , при помощи которого участники заключают между собой сделки по реализации товаров, работ или услуг. Процесс проведения торгов упорядочен. Правила торгов регламентированы Федеральными законами:

  • 44-ФЗ — для государственных и муниципальных нужд;
  • 223-ФЗ — для коммерческих компаний.

Какие бывают торги

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

  • аукционы;
  • конкурсы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Аукцион

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке . Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.

Конкурс

Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.

Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями . Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.

Запрос предложений

Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе .

Запрос цен

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.

Закупки у единственного поставщика

Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».

В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервиса свои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.

Как стать участником торгов и закупок

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Если вы впервые участвуете в торгах

Необходимо получить специализированную электронную подпись . Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок для работы на федеральных электронных площадках. Срок аккредитации составляет 3 года. Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте портала в разделе документы .

Федеральные электронные площадки:

Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.

На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.

После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке. Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.

Заявка на участие не принимается, если:

  • в ней есть ошибки или опечатки;
  • она не подписана электронной подписью;
  • срок подачи документов истёк;
  • срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
  • от участника подано более одной заявки;
  • не предоставлено обеспечение заявки.

Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.

Какие сервисы понадобятся

Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:

  • браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
  • Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».

Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро» . Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках .

Сроки предоставления документов и порядок их оформления

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

По 44-ФЗ

  • 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
  • 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
  • 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.

По 223-ФЗ

  • 5 дней — запрос котировок;
  • 7 дней — запрос предложений;
  • 15 дней — конкурс и аукцион.

Что делать после победы на торгах

Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.

После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.

Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг «Астрал.Тендер» от ГК «Астрал» . Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

Способы закупок по №223-ФЗ

Представляем вашему вниманию долгожданное продолжение статьи о способах определения поставщика в Государственных закупках. В первой части мы разбирались с тем, какие бывают закупки по №44-ФЗ. Пришло время поговорить о №223-ФЗ.

Способы определения поставщика по №223-ФЗ

Как известно, №223-ФЗ является менее «жёстким» законом, чем №44-ФЗ. Вместо установления четкого регламента проведения закупочных процедур, он многое оставляет «на откуп» заказчика. Заказчики в обязательном порядке формируют внутренний документ, называемый «Положение о закупках», в котором могут сами устанавливать порядок осуществления закупок, не противоречащий закону.

Так, согласно №223-ФЗ определение поставщика проводится конкурентными и неконкурентными способами.

Неконкурентные закупки — это, как не сложно догадаться из названия, закупки у единственного поставщика. Случаи, когда заказчик может применять неконкурентные способы закупки, он определяет самостоятельно в своём Положении.

Конкурентные способы закупки у каждого заказчика могут быть разные. Они могут иметь такие же названия как в №44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, но могут встретиться и другие. Закупки могут быть открытыми и закрытыми, могут проводиться в электронной или в бумажной форме. Также отдельное внимание в Законе отведено закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в своём Положении должен определить, какие именно конкурентные способы закупок он будет использовать и подробно описать порядок их проведения. Закон предусматривает некоторые единые требования к порядку осуществления конкурентных закупок, которые следует учитывать при установлении конкретных способов в Положении.

Полная информация обо всех открытых процедурах размещается в Единой информационной системе (ЕИС), любой желающий может принять в них участие.

Закрытые процедуры проводятся в случаях:

1) закупок с государственной тайной;

2) закупок в рамках государственного оборонного заказа, связанные с поставками, ремонтом, обслуживанием и утилизацией вооружения, а также военной или космической техники;

3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Доступ к закрытым процедурам имеет только определённый круг участников, способных исполнять такие специфические контракты. Заказчик сам направляет участникам приглашения принять участие в закрытой процедуре с приложением документации о закупке. Закрытые процедуры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме на специализированных электронных площадках.

Закон даёт общие определения четырём основным способам закупок.

Аукцион – это способ определения поставщика, при котором побеждает участник, согласный исполнить договор по цене ниже других. Отличительной особенностью данного вида закупки является наличие непосредственной процедуры торгов. Участники закупки в реальном времени последовательно подают предложения о снижении начальной максимальной цены договора (НМЦД) до тех пор, пока не определится победитель.

Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора по совокупности нескольких критериев. Цена договора победителя такой процедуры может быть не самой низкой среди других участников, если он набрал больше баллов по другим критериям.

Запрос котировок — это способ определения поставщика, при котором победителем является участник, предложивший самую низкую цену контракта, однако в отличие от аукциона не проводится процедура торгов. Заявки подаются с единственным ценовым предложением. Ценовые предложения участников рассматриваются, и определяется победитель.

Запрос предложений. Определение этого вида закупки в №223-ФЗ по сути ничем не отличается от определения конкурса. Отличие состоит в том, что минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 дней, а запрос предложений можно провести за 7 рабочих дней. Часто, устанавливая в Положении порядок проведения запроса предложений, заказчики включают пункт о том, что проведение запроса предложений не обязывает заказчика заключить договор по результатам такой процедуры.

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Для таких закупок №223-ФЗ устанавливает более жёсткие правила проведения и оставляет меньше свободы для заказчика на изобретение собственных особенностей.

Закупки для СМСП проводятся только в электронной форме и только четырьмя основными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений). Такие закупки можно проводить только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, описанными в №44-ФЗ и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Для конкурса только для СМСП Законом регламентируются конкретные этапы, которые может содержать такая процедура, и устанавливаются правила, которые должны выполняться при включении таких этапов.

Для аукциона и запроса предложений только для СМСП Законом регламентируются правила проведения квалификационного отбора участников. Для аукциона также установлены ограничения в отношении «шага аукциона».

Для запроса котировок только для СМСП Законом установлены конкретные требования к составу заявки на участие в такой процедуре.

Благодарим за внимание. В этом году планируется много нового интересного и полезного материала. Оставайтесь с нами!

Способы закупок: конкурсы, тендеры и аукционы

Конкурс, аукцион и тендер — в чем разница и сходство этих понятий? Объединяет все мероприятия одинаковая цель — каждый участник стремится одержать победу, опередив конкурентов, и заключить с организатором выгодный контракт. Различие заключается в процедуре проведения мероприятий.

5 шагов для получения банковской гарантии

Законодательное регулирование закупок

Органы власти, госкомпании и госкорпорации, а также организации, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг посредством торгов. Такая форма закупок позволяет минимизировать риск злоупотреблений со стороны должностных лиц и обеспечивает заключение контрактов на максимально выгодных условиях.

Проведение закупок, где в роли заказчика выступают органы государственной власти или государственные учреждения, регламентирует 44-ФЗ. Торги, организованные корпорациями и компаниями, у которых доля государства в уставном капитале превышает 50%, проводятся в соответствии с 223-ФЗ.

Аукцион, тендер и конкурс — в чем разница и сходство

Очень часто, когда речь идет о госзакупках, а также о других конкурентных процедурах, независимо от способа их организации, используется английский термин «тендер», что в переводе на русский язык означает «заявка на подряд, которая была подана на конкурсной основе». Вопрос: «Конкурс, тендер и аукцион — в чем разница?» не совсем корректен. «Тендер» — это исключительно разговорный термин, так как данное понятие отсутствует на законодательном уровне. Вместо этого используется термин «торги», что означает закупки, которые проводятся посредством конкурса или аукциона.

В конкурсах и аукционах, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, могут участвовать юридические и физические лица. Устроитель торгов размещает заявку на поставку необходимых ему товаров, работ и услуг. По результатам торгов определяется победитель, который получает возможность подписать контракт с заказчиком. Для участия в конкурсе и в аукционе участникам госзакупок необходимо оформить банковскую гарантию обеспечения заявки, а победителю торгов — банковскую гарантию исполнения контракта.

Различие между конкурсом и аукционом заключается в схеме проведения и факторах, на основе которых определяется победитель. При проведении конкурса победителем становится участник, заявка которого в полной мере отвечает требованиям заказчика, а предложение превосходит предложения конкурентов. Здесь важную роль играют опыт, репутация, наличие высококвалифицированных специалистов, условия поставки, уровень качества и прочие факторы.

В отличие от конкурса, победа в котором предполагает совокупность условий, победа в аукционе присуждается участнику торгов, который предложит самую низкую стоимость контракта. Чтобы победить и заключить контракт с организатором, необходимы лишь две составляющие: соответствие требованиям организатора и минимальная цена.

Сведения, предоставляемые организатору участниками конкурсов, не разглашаются и не могут быть изменены. При проведении аукционов цены, предлагаемые участниками, подлежат огласке. На протяжении всего аукциона разрешено корректировать предложения, устанавливая более низкую цену, чем конкуренты.

Аукцион считается более прозрачной формой проведения торгов, чем конкурс. Чтобы исключить коррупционную составляющую, 44-ФЗ предусматривает разработку Правительством РФ аукционного перечня — списка товаров, работ и услуг, закупать которые разрешено лишь путем аукциона.

Еще одно различие — формат проведения торгов. Аукцион проводится полностью в электронном виде, тогда как конкурс предусматривает подачу заявок участниками в бумажных конвертах, а также коллегиальное рассмотрение предложений участников и определение победителя.

Для наглядности основные различия конкурса и аукциона представим в таблице:

Требования Конкурс Аукцион
Определение победителя По совокупности факторов (цена, опыт, квалификация, сроки и пр.) По минимальной цене
Формат проведения Офлайновая (заявка подается в запечатанном конверте) Электронная
Наличие электронной подписи Не требуется Обязательно
Предмет торгов Товары, работы, услуги, за исключением тех, что указаны в аукционном перечне, составляемом Правительством РФ Любые товары, работы, услуги, имеющие цену
Изменение цены во время торгов Запрещено Допускается
Оформление договора На бумажных носителях В электронном виде

Тендер в форме аукциона

У участников госзакупок часто возникает вопрос: «Аукцион и торги — в чем разница?» Ответ прост: аукцион — это одна из форм проведения торгов, победа в которых присуждается лицу, предложившему минимальную цену среди всех участников госзакупок. Заказчик выбирает данную форму торгов, когда хочет купить товар, заказать услугу или выполнение работ по самой низкой цене. Благодаря аукциону у заказчика появляется возможность получить предложения от максимального числа контрагентов, в том числе и незнакомых.

По форме проведения торгов аукцион может быть:

  • открытым;
  • закрытым;
  • электронным (с 01.01.2019 г. единственная форма закупок).

Контракт между победителем аукциона и заказчиком составляется в электронном виде. Оформление договора на бумажных носителях проводится по соглашению сторон после подписания контракта на электронной торговой площадке.

Тендер в форме конкурса

Конкурс — более сложная по сравнению с аукционом форма торгов, победитель которых определяется по совокупности факторов. Для победы необходимо предложить не самую выгодную цену, а лучшие условия выполнения контракта. Обычно конкурс проводится с целью закупки сложных товаров, специфических услуг или работ, для которых решающее значение имеет не только стоимость, но и ряд других показателей (научные, технические, временные и другие).

По форме проведения конкурс может быть:

  • открытым и закрытым;
  • с ограниченным количеством претендентов;
  • одноэтапным или проходящим в несколько этапов;
  • с предварительным отбором участников и без.

Победа в конкурсе не всегда достается участнику, который предложит минимальную цену. Заказчик может присудить победу на основании других показателей, например, сроков выполнения работ или наличия опыта. Контракт, заключаемый с победителем, оформляется на бумажных носителях и лично подписывается сторонами.

Преимущества и недостатки аукционной и конкурсной формы проведения торгов

Каждая форма торгов имеет свои плюсы и минусы. Главными достоинствами аукционов являются:

  • прозрачность процедуры, минимизирующая коррупционные риски и возможность коммерческого сговора;
  • экономия средств и времени за счет проведения в электронном формате;
  • прием заявок, регистрацию участников и хранение информации производит независимое лицо — оператор электронной площадки;
  • анонимность — участнику присваивают личный номер, который фигурирует в процессе торгов;
  • открытость для больших и малых компаний.

К недостаткам аукционов можно отнести следующее:

  • сложная документация, из-за которой исполнителю не всегда удается подать заявку на участие в торгах;
  • вероятность технических сбоев.

Преимуществами конкурсов считаются:

  • отсутствие необходимости предлагать минимальную цену, чтобы одержать победу;
  • отсутствие риска прерывания торгов из-за сбоя в работе электронной торговой площадки;
  • анонимность — информация, содержащаяся в заявке, недоступна другим участникам торгов;
  • открытость для сотрудничества с новыми контрагентами.

Минусами конкурсов считаются:

  • наличие ограничений в перечне услуг, работ, товаров, закупка которых может быть осуществлена путем проведения конкурса, и, как следствие, риск проверки на предмет правильности выбора формата торгов;
  • риск сговора при определении победителя;
  • сложность и многоэтапность процедуры.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, касающиеся проведения торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, обращайтесь в Дистанционный банковский сервис. Наши специалисты объяснят вам, чем отличается аукциона от конкурса, а также предоставят исчерпывающую консультацию в вопросах получения банковской гарантии, ответив на все интересующие вопросы. Мы расскажем вам, как получить БГ для участия в торгах на максимально выгодных условиях, и бесплатно окажем реальную помощь в оформлении банковских гарантий, обязательных для госзакупок.

Как в закупке по 44-ФЗ выбрать метод определения поставщика

В отличие от 223-ФЗ, закон о госзакупках строго регламентирует способы, которыми определяются поставщики. Заказчикам доступны лишь несколько методов, причем некоторые из них пользуются особой популярностью, а к другим прибегают изредка. Расскажем о том, как заказчики выбирают метод закупки.

Статистика закупок по 44-ФЗ говорит о том, что наибольшей популярностью пользуются:

  • электронный аукцион;
  • заключение контракта с единственным поставщиком;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Расскажем о них поподробнее и сравним друг с другом.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Открытый конкурс или электронный аукцион?

Способом, который используется «по умолчанию», закон считает открытый конкурс. Другими словами, если для проведения процедуры иным способом нет оснований, то нужно проводить именно его. Электронный аукцион, в свою очередь, обязательно проводить для закупки товаров из утвержденного Правительством аукционного перечня. Но никто не запрещает закупать им и другие объекты — главное, чтобы предмет закупки можно было четко описать, а заявку оценить лишь по цене. То есть для объектов закупки, не вошедших в перечень, аукцион и открытый конкурс могут чаще всего применяться на равных основаниях.

Однако конкурс сильно проигрывает аукциону в простоте подготовки и оценки заявок, а также в легкости проведения, поэтому пользуется гораздо популярностью.

Другими преимуществами электронного аукциона являются:

  • проведение через ЭТП, что существенно упрощает процедуру для заказчика и поставщиков;
  • прозрачность — весь процесс можно наблюдать онлайн, причем до окончания торгов состав участников неизвестен ни заказчику, ни конкурентам.

Из минусов аукциона отметим такие:

  • возможность технических сбоев, поскольку процедура происходит в электронном виде;
  • оценка заявок осуществляется лишь по одному критерию — по цене (не учитывается качество).

Чтобы минимизировать влияние последнего фактора, рекомендуется тщательно описывать требования к закупаемому объекту.

Таким образом, простота, прозрачность и практическое отсутствие ограничений по объектам закупки делает электронный аукцион гораздо популярнее открытого конкурса.

Кроме открытого существуют двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.
А в некоторых случаях проводится закрытый конкурс. Однако назвать их популярными в силу сложности и ограниченных оснований для проведения нельзя.

Контракт с единственным поставщиком

Если бы заказчикам дали волю, то, наверное, все контракты заключались бы с единственным поставщиком. Однако закон существенно ограничивает их в этом праве. В статье 93 приведен исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях такая процедура запрещена.

Исключение составляют лишь так называемые малые закупки, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 закона. Суть в том, что закупать у единственного поставщика можно любые товары, работы или услуги на сумму не более 100 тыс. рублей в рамках одного контракта. Также установлены дополнительные ограничения на общий объем закупок, осуществленных таким образом.

Преимущества контракта с единственным поставщиком для заказчиков очевидны:

  • не нужно тратить время и другие ресурсы на подготовку и проведение закупки;
  • можно быстро удовлетворить возникшую нужду, не меняя плановых документов;
  • можно работать с проверенным поставщиком.

Минус заключается в том, что метод является неконкурентным, поэтому не всегда способен обеспечить лучшие условия заключения контракта.

Запрос котировок

Запрос котировок также является очень удобным для заказчика вариантом закупить товары, работы или услуги, особенно когда это необходимо сделать оперативно. При этом цена контракта ограничена суммой 500 тыс. рублей, за редким исключением, которое установлено в статьях 75 и 76 закона 44-ФЗ.

Также есть случаи, когда запрос котировок объявить нельзя: если закупка должна проводиться закрытыми методами или посредством конкурса с ограниченным участием.

Из плюсов запроса котировок отметим:

  • высокую оперативность процедуры;
  • возможность оценивать заявки не только по цене, но и по качеству;
  • простоту, а значит, низкий риск нарушений.

К минусам отнесем то, что в запросе котировок:

  • отсутствует обеспечение заявки, что открывает дорогу недобросовестным поставщикам;
  • невозможно выделить лоты.

Подведем итоги

Чаще всего при выборе метода закупки заказчик действует по такому алгоритму:

  1. Определяет, нет ли основания для проведения закупки каким-то конкретным способом, например, посредством конкурса с ограниченным участием или закрытой процедуры.
  2. При отсутствии таких оснований, исходя из суммы контракта, определяет, можно ли провести закупку у единственного поставщика или запрос котировок. Если сумма вписывается в одну из этих процедур, то выбор падает на нее (при условии, что не превышен годовой объем закупок, осуществленных соответствующим образом).
  3. Если провести запрос котировок или закупку у единственного поставщика невозможно, заказчик проводит электронный аукцион, а в некоторых случаях — открытый конкурс.

Источник: domkolgotok.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строй Сам
Добавить комментарий